Школа №1 г. Камышина
|
|
||||||||
|
|
Работа с детьми с ослабленным здоровьем.
РАБОТА С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
На занятиях по физической культуре ослабленные дети требуют особой заботы и внимания, по сравнению с другими школьниками. Они быстрее утомляются, не могут сосредоточиться, часто пропускают уроки. Ослабленность нередко мешает таким ученикам занять место в школьном коллективе. С улучшением здоровья повышается их работоспособность, общительность, активность а вместе с тем и социальный статус.Ослабленное состояние здоровья — явление устранимое. При умеренных, но систематически занятиях физическими упражнениями и играми, осторожном, но настойчивом закаливании организма воздухом, водой, солнцем, при соблюдении требований гигиены каждый ослабленный ученик может стать сильным и здоровым.Однако имеет распространение неправильная практика освобождения ослабленных учеников по состоянию здоровья от уроков физической культуры. Из занятий физическими упражнениями выключаются как раз наиболее нуждающиеся в их воздействии.Для большей части ослабленных учащихся характерны: пониженная функциональная деятельность, малокровие, вялая мускулатура, наличие дефектов в осанке, отставание в физическом развитии по сравнению со своими сверстниками на один - два года по ряду важнейших показателей (вес, окружность груди, спирометрия, динамометрия). Наши наблюдения показывают, что ослабленные ученики не уверены в своих силах, неловки и застенчивы, малоактивны, чрезмерно чувствительны, недостаточно подтянуты, безудержно возбудимы. Причины, вызвавшие состояние ослабленности, разнообразны. У некоторых ослабленность появляется после перенесенных острых инфекционных заболеваний, у других — вследствие нарушений гигиенических и домашних условий и др. В зависимости от причины, вызывающей состояние ослабленности, и ее характера, должна строиться и методика работы по физической культуре. Например, если ученик ослаблен потому, что у него отстает физическое развитие (без явного нарушения деятельности внутренних органов) и бытовые условия при этом нормальны, мы даем посильную физическую нагрузку, которую ученик должен вы полнить с известным напряжением. Такого ученика не обходимо всемерно вовлекать в занятия физическими упражнениями и играми. Если же ученик ослаблен потому, что перенес инфекционную болезнь и его организм еще не совсем оправился от нее, то такого ученика мы ограничиваем в занятиях физическими упражнениями, особо чутко подходим в определении нагрузки, хотя сам ученик стремится к активным занятиям. В том случае, когда ученик ослаблен вследствие неблагоприятных условий жизни, следует, наряду с ограничениями физической нагрузки, принять меры к улучшению бытовых условий ученика. Бывают случаи, когда источником ослабленности ученика является чрезмерное опекание его в домашнем быту. Боясь, «как бы чего не вышло, родители стараются освободить сына или дочь от занятий по физической культуре и спорту, различных игр со сверстниками. Эти ученики нередко имеют удовлетворительное развитие, но их функциональные возможности очень низки (спирометрия, динамометрия ручная и становая и др.), в движениях они беспомощны, не умеют бегать, прыгать, лазать, метать. Следовательно учителю совершенно не достаточно знать только группу, к которой врач относит ученика. Очень важно знать наличие отклонений от нормы и причину, вызвавшую их. Не всегда нужно ограничивать и оберегать ученика от упражнений, требующих известного напряжения. Необходима повседневная связь учителя физической культуры с врачом, с родителями и классным руководителем с целью установления истинной характеристики проблемы ослабленного ученика и определения в зависимости от этого методических приемов в занятиях физическими упражнениями и играми. Для устранения ослабленности нужен комплекс гигиенических и воспитательных воздействий в соединении с физическими упражнениями. Занятия корригирующего или лечебного характера, требующие строгой индивидуализации и медицинского контроля, должны проводиться в специальных учреждениях (при врачебных кабинетах, поликлиниках и др.). Построение урока с учетом упражнений для ослабленных учащихся в основном остается общим для всего класса. Когда учитель проводит урок без разделения на группы, он все время держит в поле своего внимания ослабленных учеников. Например, при проведении прыжков в высоту для них устанавливается меньшая высота и ограничивается количество прыжков. Ученикам, которым нельзя много бегать, учитель дает задание наблюдать за порядком во время бега или дает ходьбу в ритме бега. При метании им дается граната облегченного веса и ограничивается количество бросков. В играх, где участие ослабленных учеников нежелательно, учитель привлекает их к судейству, наблюдению и т. д. При проведении урока с применением групповой работы от учителя требуется также чуткий, внимательный, индивидуальный подход к каждому ослабленному ученику. При организации групп в классе очень важно учитывать состояние здоровья учащихся. Также важно добиться доверчивого отношения учащихся к учителю: добиться того, чтобы ученики всегда говорили правду, чтобы не скрывали от учителя недомогания, боясь пренебрежительного отношения со стороны товарищей. Но, конечно, чуткость учителя к жалобам на плохое самочувствие не должна потворствовать уклонению учащихся от занятий. Учитель особенно внимательно должен наблюдать за учащимися в тех школах, где временно нет врача и где отсутствует возможность постоянного врачебного осмотра. В группах, организованных по физической подготовленности и состоянию здоровья, занятия идут более эффективно; улучшается учебная дисциплина, так как ученикам дается посильная нагрузка. К ослабленным ученикам предъявляются посильные требования. По мере улучшения состояния здоровья и физической подготовленности они переводятся в другие группы.Ни в коем случае нельзя говорить ученику, что он ослаблен. Подчеркивая его ослабленность, мы незаметно для себя закрепляем в нем чувство неполноценности, пассивность. В некоторых случаях при чрезмерной активности ученика, которая, по мнению врача преждевременна, необходимо указывать на ограничение в движениях. В школьной практике часто встречаются случаи, когда ослабленных учеников освобождают от прыжков, бега, лазания и т. п. Это не совсем верно. Опасен для здоровья не вид движений, а то, как проводятся занятия. Опыт показывает, что почти по всем движениям можно проводить упражнения с ослабленными учениками, но надо соблюдать определенные методические требования.
ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании «Листа здоровья» в журнале, заполненного медицинским персоналом школы Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья. К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.
Требования к внешнему виду и посещению уроков Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. Спортивная форма учащихся включает в себя: спортивный костюм, футболку, носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки). При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры. Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий, с освобожденными от практических занятий учащимися на предстоящий урок (возможно, так же теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).
Порядок оценивания результатов физического воспитания В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры Текущее оценивание:
При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности. Итоговое оценивание Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия). Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 5 . Оценивание учащихся 2-9 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих оценок, достаточное для выставления итоговой оценки. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке (в спортивном зале, на стадионе). Если урок первый или последний, то по заявлению родителей, учащийся может находиться дома. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания. Порядок выполнения и сдачи задания. После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой или обоснованного заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу. Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся. Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания. Порядок выполнения и сдачи задания. Учащиеся сдают по 1 реферату за полугодие. В начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата, знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата. Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой после болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится в спортзале, (если урок первый или последний, то учащийся находится дома). Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания. Порядок выполнения и сдачи задания: После предоставления справки об освобождении от занятий на уроках физкультуры или обоснованного заявления от родителей (в дальнейшем подтвержденного справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу. Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся. На предпоследней неделе полугодия ученики отвечают письменно на вопросы из выданного в начале учебного периода теоретического материала и получают оценки.
Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:
Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся СМГ. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ. Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических занятий, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками. В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. Следовательно, итоговая оценка может отличаться, от средней арифметической оценки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
1) урок проводить по общей для данного класса программе с применением специальных методических приемов индивидуального подхода к ослабленным ученикам; 2) соблюдать особую умеренность в дозировке упражнений (особенно силовых и на выносливость с учетом причины ослабленности. Ограничивать упражнения в прыжках (давать меньшую высоту, меньший разбег, меньшее количество прыжков и т. п.), в беге на скорость, в лазании по канату и др.; З) обучение технике гимнастических и легкоатлетических упражнений и передвижению на лыжах проводить в пределах общих требований программы, но при соблюдении возможно большей индивидуализации в под боре упражнений и в дозировке нагрузки; а) для учащихся, имеющих недостатки в функциональной деятельности сердца (после инфекционных заболеваний), требуется особая осторожность и постепенность при выполнении упражнений на выносливость; б) для учащихся, имеющих повышенную возбудимость нервной системы, требуется снижение эмоциональной нагрузки. в) для учащихся вялых, малоподвижных, отстающих в физической подготовленности, требуется активизация и постепенное привлечение их к занятиям физическими упражнениями; при этом особое внимание следует обратить на свободное дыхание и правильную осанку; 4) учет работы по физической культуре для ослабленных учащихся проводить на общих основаниях. В оценивании успеваемости физически ослабленных учеников учитывать знания и умения в выполнении движений, правильно, знания техники движений. Количественный результат не является решающим в оценке. Требования выполнения упражнений на равновесие, по подготовительным упражнениям предъявляются на общих основаниях; 5) ослабленных учащихся взять на особый учет и под углубленный врачебный и педагогический контроль как в отношении учета влияния занятий физическими упражнениями, так и в отношении состояния их здоровья и физического развития в течение учебного года.
|
Copyright MyCorp © 2024 |